Экология на производстве

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 1.     Разработка и согласование проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);

 2.     Разработка паспорта опасного отхода, организация и определение класса опасности отходов и компонентного состава отходов;

3.     Подготовка материалов на получение лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами;

4.     Оформление и предоставление в соответствующие организации экологической отчетности (расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, 2тп-отходы, 2тп-воздух, 2тп-водхоз, тех. отчет и т.п., ведение первичного учета образования и движения отходов);

5.     Экологическое сопровождение предприятий города и области;

6.     Проведение инвентаризации образующихся отходов на предприятии и объектов накопления отходов;

7.     Экологический аудит.

 

 
РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Согласно ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

 

 

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится и заполняется всеми без исключения предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием:

        v   выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

         v   сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

        v   размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

 

    v выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

    v сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

    v загрязнение недр, почв;

    v размещение отходов производства и потребления;

    v загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

    v иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа (КоАП РФ от 30.12.2001 № 195 –ФЗ). В соответствии со ст. 8.41 КОАП размер штрафа для юридических лиц составляет от 50 до 100 тысяч рублей.

Расчет экологических платежей производится ежеквартально и представляется плательщиками в Росприроднадзор по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия.

В России для выбросов и сбросов установлена 3-х ступенчатая система нормирования:

Если выбросы и сбросы осуществляются в пределах ПДВ, НДС, то плата производится по базовым нормативам платы;

Если выбросы и сбросы осуществляются в пределах лимитов (ВСВ, ВСС), то плата взимается в пятикратном размере;

Если выбросы и сбросы превышают установленные предприятию лимиты выбросов и сбросов (сверх ВСВ, ВСС), то плата взимается в двадцатипятикратном размере.

При отсутствии действующих разрешений на выброс и сброс плата вноситься в двадцатипятикратном размере.

Для отходов принята 2-х ступенчатая система нормирования:

В пределах установленных предприятию лимитов (плата взимается по базовым нормативам платы);

Сверх лимитов (плата взимается в пятикратном размере).

При отсутствии действующего документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также при размещении отходов на несанкционированных свалках плата взимается в пятикратном размере.

ПРОЕКТ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ (ПНООЛР)

Основанием для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ ст.18, в котором говорится о том, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение штрафа (КОАП Статья 8.2). В некоторых случаях предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Разработка ПНООЛР осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденными приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 г. № 703.

Разработанный ПНООЛР согласовывается в территориальном управлении Росприроднадзора по месту нахождения природопользователя и оформляется сроком на 5 лет.

В соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего бизнеса вместо разработки ПНООЛР будут обязаны представлять в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

 

 

На основании утвержденных ПНООЛР в территориальном управлении Росприроднадзора выдается документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По истечении срока действия ПНООЛР и лимита на размещение отходов требуется их продление.
 

 

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ПАСПОРТОВ ОТХОДОВ I-IV КЛАССА ОПАСНОСТИ

Разработка паспортов отходов необходима для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид отхода I-IV класса опасности по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года N 785 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2003 г., регистрационный N 4128).

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», паспортизация отходов осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Деятельность по паспортизации опасных отходов включает:

v     подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

v     рассмотрение Росприроднадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

v     оформление и выдачу территориальными органами Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды);

v     согласование паспортов отходов.


 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ, ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИИИ

Экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная проверка деятельности предприятия на соответствие требованиям экологического законодательства и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит необходим в тех случаях, когда требуется:

·        определить соответствие деятельности предприятия требованиям экологического законодательства;

·        сформировать экологическую стратегию и политику предприятия;

·        избежать сверхнормативных экологических платежей и штрафных санкций;

·        снизить затраты на водоснабжение, электроэнергию, обращение с отходами;

·        выяснить наличие резервов сырья и энергоресурсов на предприятии;

·        проверить, не завышен ли экологический налог;

·  снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;

·        повысить инвестиционную привлекательность предприятия;

·        повысить конкурентоспособность предприятия и увеличить лояльность потребителей за счет производства продукции, отвечающей всем экологическим и санитарно – гигиеническим требованиям;

·        выйти на международный уровень и укрепить позиции компании среди зарубежных партнеров;

·        сертифицировать систему экологического менеджмента предприятия на соответствие стандарта ISO 14001.

Экологический аудит проводится по предложениям государственных инспекторов по охране окружающей среды или по инициативе предприятия для получения научно-обоснованных рекомендаций по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов.

Наши клиенты ЗАО «Плинфа», АО «Астраханьэнерго», ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьнефтепродукт», ОАО «Астраханский ликерно-водочный завод», ООО «Астраханьгазпром».
 

ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И РАЗМЕЩЕНИЮ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ.

 

 

         Согласно Федеральному Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 17) и Федеральному Закону "Об отходах производства и потребления" (ст. 9) при обращении с отходами I-IV класса опасности лицензированию подлежат: сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов. 

Лицензирование данной деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

 Срок действия лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов – 5 лет.

Перечень документов, которые необходимо предоставить в лицензирующий орган для получения лицензии на отходы, установлен «Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524.
 

ЕЖЕГОДНЫЕ ОТЧЕТЫ 2 –ТП (ОТХОДЫ, ВОЗДУХ, ВОДА), ТЕХНИЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ

 

Постановление Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004 года № 157 «Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором статистического наблюдения за отходами производства и потребления» - 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз)

ФОРМА 2-ТП ОТХОДЫ

Форму федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" представляют:

юридические лица индивидуальные предприниматели, включая их обособленные подразделения, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию.

Перечень конкретных субъектов хозяйственной деятельности, которые должны представлять отчеты по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", определяется Ростехнадзором.

Отчет по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" является формой годовой отчетности.

Включается в отчет по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" информация о всех видах отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.

ФОРМА 2-ТП ВОЗДУХ

Форму федерального государственного статистического наблюдения № 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" представляют:

юридические лица и индивидуальные предпринематели, их обособленные подразделения (предприятия), имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Отчет по форме № 2-тп (воздух) составляется на основании данных первичного учета, организуемого на предприятиях по типовым формам NN ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик", ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха" и ПОД-З "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок". В качестве первичной учетной документации допускается также использование отраслевых форм и указаний, согласованных в установленном порядке.

В отчете по форме № 2-тп (воздух) об охране атмосферного воздуха отражаются данные по стационарным организованным и неорганизованным источникам загрязнения. В отчете не предусмотрено отражение данных по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт.

ФОРМА 2-ТП ВОДХОЗ

Форму федерального государственного статистического наблюдения (отчет по форме) № 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды" должны составлять юридические лица, их обособленные подразделения (предприятия), осуществляющие водопользование.

Отчет по форме № 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды" является формой годовой отчетности.

Отчет по форме № 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды" составляется на основании данных первичной отчетной документации ПОД-11, ПОД-12 и ПОД-13.
 

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О НЕИЗМЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА И ИСПОЛЬЗУЕМОГО СЫРЬЯ

Технический отчет принимается в соответствии с требования Методических указаний, утвержденных приказом Ростехнадзора № 703 от 19.10.2007г.

      Перечень представляемых документов:

 1. Сопроводительное письмо с указанием (опись) прилагаемых материалов.

 2. Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за отчетный период (бланк технического отчета, заверенный росписью руководителя и печатью предприятия предоставляется в 2- х экземплярах) согласно приказа ФС № 703 от 19.10.2007г.

 3. Пояснительную записку с переводом объема образующихся отходов из м3 в тонны (для отходов переданных на полигон)

 4. Сведения о плате за негативное воздействие на окружающую среду за предыдущие кварталы отчетного года.

 5. Оригинал лимитов на размещение отходов.

 6. Письмо о не образованных отходах.

 7. Первичная документация (справки, акты выполненных работ и т.п.), подтверждающая факт передачи отходов.

 8. Копии договоров на передачу отходов специализированным предприятиям, имеющим соответствующие лицензии.

 9. Копии лицензий специализированных предприятий на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.